Cyclone — восьмой студийный альбом немецкой группы электронной музыки Tangerine Dream, изданный в 1978 году.
На обложке альбома изображена картина Эдгара Фрезе.
Несмотря на то, что альбом подвергся критике тем не менее, он занял пятое место по общему объему продаж среди всех альбомов Tangerine Dream в Великобритании. Он достиг 37 места в британском чарте и продержался там 4 недели.
Это первый Tangerine Dream, в котором звучит вокал с текстами.
Вот что вспоминал про создание альбома "Циклон" Стив Джоллифф, человек, ставший "врагом" для многих фанатов группы: "Альбом рождался в 48-дорожечной студии, которую мы арендовали 24 часа в сутки в течение месяца. Сначала мы собирались вместе, делились идеями и импровизировали, но потом стало трудно коллективно концентрироваться на музыке. Тогда я стал приходить в студию один и сделал "Rising Runner Missed by Endless Sender". Я записал в нём большую часть дорожек, кроме ударных и баса, которые сыграли потом Крис и Клаус.
Потом дела стали складываться лучше. В двух других композициях каждый внёс равноценный вклад. Крис придумал приятный бас и секвенсорные ходы для "Madrigal Meridian", а мы стали импровизировать на этой основе. Барабаны накладывали последними, и я помню, Клаусу было трудновато держать этот повторяющийся ударный рисунок. Но он прекрасно справился с задачей, да ещё украсил самые тихие места в этой вещи.
Я написал тексты к альбому, причём многое было съимпровизировано по ходу, особенно в "Bent Cold Sidewalk". Такие фразы как "I die to fight!" или названия композиций просто сами срывались с языка. Только текст, проговариваемый в вокодер в самом начале альбома, придумал не я. Мы встретили его где-то и решили, что он неплохо подходит к этому альбому."
Вот комментарий Стива Джоллиффа по поводу первой песни альбома "Bent Cold Sidewalk" (Холодный изогнутый тротуар): "Я хотел сказать в ней, что...музыка забирает нас в некое путешествие и может завести в такие области нашего сознания, куда иначе мы просто не способны попасть... А вот этот фрагмент - Холодный изогнутый тротуар, открой эти двери, я может припозднился, но я не могу больше ждать" - о моём возвращении в Танджерин Дрим, и к Эдгару в особенности."
А вот его комментарий ко второй песне альбома "Rising Runner Missed by Endless Sender" (Поднимающийся Бегун, упущенный Бесконечным Отправителем): "Начало её о личном поиске духа - бежать, искать, никогда не оглядываться назад... Посыл такой: свобода человеческого духа, который несётся вперёд навстречу любым приключениям и, как результат, получает радость от жизни, в общем, жизнь на острие..."
На самом деле, абстрактные тексты этих двух композиций прекрасно вписываются в общую систему координат Tangerine Dream: время, пространство, мир вокруг нас...
Джоллифф вспоминал, как нелегко далось окончательное сведение альбома: "Микшировать его пытались мы все. Чтобы получить нужные нам 48 дорожек мы использовали на записи синхронизированные друг с другом два 24-канальных аппарата. Я помню, мы все заболели, один за другим, работая в студии без должной вентиляции. Сначала микшировал Эдгар, потом заболел, и пока он отлёживался - сводил я, пока тоже не слёг. Тогда пробовал сводить Крис.
Этот процесс продолжался какое-то время, пока мы не заполнили все 48 дорожек. На каждой из них столько творилось, что каждый вариант сведения звучал как новый альбом. Мы могли смикшировать с тех сессий как минимум три альбома. Я бы с удовольствием вернулся к тем плёнкам и сделал ремиксы некоторых дорожек, которые мы не использовали. Там были фрагменты, где звучали целые квартеты из флейт и много других интересных вещей, и всё это утеряно."
Появление вокала в Cyclone было не единственным новшеством в звучании Tangerine Dream. Вероятно, с уходом Бауманна, Фрёзе и Франке ощутили острую необходимость обновления - апгрейда, как сейчас модно говорить. И Фрёзе апгрейдил традиционно синтезаторную музыку Tangerine Dream активным внедрением рок-гитары, использовав для этого свои Gibson Les Paul. Это были не простые Гибсоны, а сделанные на заказ. У Танджерин Дрим все инструменты были не простые, серийные, а либо самодельные, либо сделанные на заказ именитыми фирмами.
Так вот, Фрёзе продемонстировал себя с необычной стороны в альбоме "Циклон", сыграв тут эдакого "гилмора", так что вместо привычного клавишного транса мы имеем дело с психоделическим роком в духе ранних Пинк Флойдов. В результате, Cyclone стал одним из самых роковых альбомов группы. Роковым - куда бы вы ни ставили ударение в этом слове. РОковый, потому что от чистой электронщины сдвинул группу в прогрессивный рок, и в то же время Cyclone - роковОй альбом для группы, и особенно для Стива Джоллиффа, нажившего себе врагов на всю оставшуюся жизнь. А ведь помимо гитар Фрёзе, прогресивность альбому добавила изящная игра Джоллиффа на духовых инструментах, разнообразие которых поражает: бас-флейта, альт-флейта и какая-то C-флейта, пронзительная флейта-пикколо, английский рожок, бас-кларнет и медные духовые - сопрано и тенор... Но похоже, внедрение натуральных инструментов не меньше, чем вокал раздражало пуритан электронного звука....
Танджерин Дрим не побоялись ещё раз вернуться к вокальному пению в альбоме Tyger (1987), где они положили свою музыку на стихи классического английского поэта Уильяма Блейка. Это вызвало неприязнь теперь уже не только у фанов Tangerine Dream, но и у поклонников поэта-романтика, зато подарило интересный альбом любителям смело-экспериментальной стороны группы. Кроме этих двух "словесных" альбомов, Tangerine Dream записали также в альбоме Exit (1981) композицию "Kiew Mission", где на фоне музыки какая-то берлинская актриса произносит отдельные русские слова (надо отдать должное - с очень незначительным акцентом), выстраивающиеся в определённую ассоциативную цепочку.
Несмотря на то, что некоторые придирчивые фаны годами проклинали эту пластинку за "неположенное" пение в ней, найдётся не более пяти альбомов из всего наследия Tangerine Dream, которые не уступят в популярности "Циклону", который держался в британских, например, чартах четыре недели и поднимался аж до 37-го места. Благодаря гитарному усилению, Cyclone звучит гораздо жёстче других альбомов группы и нравится даже многим принципиальным нелюбителям традиционного "тягомотного" Танджерин Дрим.
ОБЛОЖКА
Обложку к альбому нарисовал по традиции Эдгар Фрёзе. Фотографию на внутреннем развороте сделала его жена Моника. На обратной стороне: солидный перечень инструментов, использованных в альбоме - не спеси ради, а просто дань моде. Это было время, когда люди верили в безупречность технического прогресса и было нелишним подчеркнуть свою причастность к этому процессу.
"Tangerine Dream в 1970-х - это технология," - пишет австралийский музыкант-электронщик и музыкальный журналист Пол Шульце. "Технология - вот что двигало их музыку. Технология - вот что делало её продаваемой. Среди рок-фанов 1970-х безусловно бытовало мнение, что чем больше у группы аппаратуры, тем она лучше. В этом был и некий резон - во времена монофонических синтезаторов, их требовалась куча, чтобы издавать какое-то разнообразие звуков. Но позже это стало просто показухой. Разновидность порнографии..."
Впрочем, Tangerine Dream, действительно была одной из самых экипированных рок-групп в то время, и если на конверте предыдущего альбома Encore перечисляется 25 инструментов на трёх музыкантов, то в Cyclone - 45 на четверых. А какое они нашли применение - для этого стоит послушать альбом...
Список композиций
«Bent Cold Sidewalk» — 13:05
«Rising Runner Missed by Endless Sender» — 5:00
«Madrigal Meridian» — 20:28
Состав музыкантов
Эдгар Фрезе — синтезаторы, меллотрон, муг, электрогитары, акустическая гитара
Кристофер Франке — муг, секвенсоры, меллотрон, синтезаторы, электронная перкуссия
Стив Джолифф — вокал, флейты (в т.ч. флейта-пикколо) английский рожок, бас-кларнет, клавинет Хохнера, синтезаторы, фортепиано, электрическое фортепиано, валторны, лирикон
Клаус Кригер — барабаны, перкуссия
Длительность
35:39
Продюсер
Tangerine Dream
Страна
Flag of Germany.svg ФРГ
Лейбл
Virgin